На
современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества,
актуализируется проблема воспитания маленького гражданина и патриота своей
страны.
Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс,
в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к
национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего
патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно
развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим
особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для
детей дошкольного возраста характерны
- высокая восприимчивость,
- легкая обучаемость,
- безграничное доверие взрослым,
- стремление подражать им,
- эмоциональная отзывчивость и
интерес ко всему окружающему.
Целью
патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как
нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по
себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование
у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста
с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где
находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле,
на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно,
необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки,
то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно
появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной
целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город,
край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами
дошкольных учреждений ставится ряд задач:
- воспитание
у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он
родился;
-
формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с
историей и современностью родного города;
-
формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему
и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
- воспитание
любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
-
формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому
через знакомство с природой родного края.
Успешность
развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при
условии их активного взаимодействия с окружающим миром
эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды
деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
С этой целью с детьми организуются:
- занятия,
- игры,
- беседы,
- разные формы познавательной
практической деятельности,
- художественная деятельность,
- праздники и развлечения;
- труд;
- образовательные услуги.
Воспитывая у
детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город –
частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много
общего:
- повсюду
люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают
машины и т.д.);
- везде
соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду
живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди
берегут и охраняют природу;
- есть общие
профессиональные и общественные праздники и т.д.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам
его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать
детям.
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного
возраста отражено в учебной программе дошкольного образования. Образовательные
программы акцентируют данное направление в образовательных компонентах
образовательных областей «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа»,
«Искусство». Эффективному усвоению детьми знаний по данным областям содействует
тематическое планирование, так как темы логически связаны между собой и
составляют целостное представление о Родине. Культура малой Родины должна войти
в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине
является создание в группах соответствующей развивающей
предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения,
где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного
края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями
населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные
игровые центры.
Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с
родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители
могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут
оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению
экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города,
организации выставок и т.д.
Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их
культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша
задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно,
больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий