Методы и приёмы заучивания стихотворений


«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
   Почему дети плохо запоминают текст? Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка.  Его личным переживаниям и потребностям. Тогда  нет мотивации для запоминания , а если нет мотивации - нет результативной деятельности
   Чтобы не подорвать добрых отношений с ребенком, не требовать от него невозможного, предлагаю воспользоваться некоторыми рекомендациями. Для заучивания следует подбирать стихи, которые интересны ребёнку, помогают ему играть. Общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.
    Воспитатель может применять разные методы и приемы при заучивании стихотворных текстов, разнообразные "подсказки", например:
* рисуем (кодируем) стихотворение;
*изображаем в действии;
*показываем;
*играем;
*используем серию картинок;
*используем один рисунок;
*считаем.
Рисуем стихотворение. Сначала воспитателю нужно подобрать «рисуемое» стихотворение, выучить его наизусть, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Дать установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать И тогда вы все сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения».
      Воспитатель вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию. Таблица-рисунок висит на видном месте в течении дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст. Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное. Можно дать детям готовую схему с символами к новому стихотворению.
Изображаем в действии. Доказано, что, между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
Пять малышей.
Один малыш качается в саду. (Показывает указательный палец. Опус­кает его вниз н покачивает им.)
Два малыша купаются в пруду. (Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)
Три малыша ползут к дверям в квартире, (Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указа­тельным пальцами изображает мелкие шажки.)
А в эту дверь стучат еще четыре. (Указательным пальцем правой руки сту­чит по раскрытой левой ладони. Выстав­ляет четыре пальца: указательный, сред­ний, безымянный, мизинец.)
С пятью другими тоже все в порядке. (Показывает пять пальцев. Сжимает ла­донь правой руки в кулак, поднимает боль­шой палец.)
Им весело, они играют в прятки. (Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза )
Где притаились, ясно и ежу, (Прижимает указательный палец к гу­бам. Делает "ежика" из пальцев обеих рук.)
Но я глаза зажмурил и вожу: "Один, два, три, четыре, пять. Ну, берегитесь, я иду искать!" (Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы друзой руки. Грозит указательным пальцем, протягива­ет руки вперед.)
С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумыва­ют движения с воспитателем.
Показываем стихи. Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, на­стольный театры, "театр игрушек" и фланелеграф. Малышам воспитатель "показывает" стихотворение несколько раз, чтобы они могли вместе с ним его повторить. Старшим дошкольникам педагог "показывает" стихо­творение два раза, затем дети хором произ­носят текст или кто-либо один читает стихи, а другой «показывает».
Ты - хомяк,
А ты - хорек,
Ты – зайчишка
Прыг да скок.
Ты - лисица,
Ты - куница,
Ты - бобриха-мастерица.
Ты - охотник­…
Ой, беда!
Разбегайтесь кто куда.
По ходу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой "живет" новое стихотворение.
Играем стихи. Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент я включиться в игру ненавязчиво и заинте­ресованно. Сначала текст читает воспита­тель, а "играет" ребенок, потом наоборот.
Мой мишка
Я рубашку сшила мишке. (Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки. (Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить (Показывает карман.)
И платочек положить. (Вкладывает в карман платочек.)
На плите сжарилась каша. (Берет кастрюлю с плиты.)
Где большая ложка наша? (Ищет ложку.)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой, ("Моет" мишке лапки, вытирает и уса­живает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку, (Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку (Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей ("Поит" молоком.)
И гулять пойдем скорей? (Берет мишку за лапку и идет гулять.)
(3. Александрова.)
Используем серию картинок. Опора на серию рисунков для обучения детей заучи­ванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основ­ном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся  у ребенка после прослушивания, сопровождающегося про­смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малы­шей).
При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучи­ванию цели. Например, при заучивании сти­хотворения 3. Александровой "Новая столо­вая" сначала воспитатель показывает  изоб­ражения птиц, а дети рассматривают их и называют, затем последовательно называют дни недели (педагог выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами). Проводится словарная работа: кормушка, столовая, го­нец весенний -путешественник-скворец. Воспитатель дает установку на запомина­ние: 'Теперь смотрите на картинку, слушай­те новое большее стихотворение и поста­райтесь его запомнить" Читает полностью, не слеша, показывает картинку.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед? (Кормушка, некоторой сидят воробьи и снегири)
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели, (Синица и карточка с цифрой 1.)
 А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири. (Снегири и карточка с цифрой 2.)
Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду, (Вороны и карточка с цифрой 3.)
А в четверг со всех краев –
Стая жадных Воробьев. (Воробьи и карточка с цифрой 4.)
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей. (Голубь и карточка с цифрой 5.)
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок! (Сорока и карточка с цифрой 6.)
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний –
Путешественник -скворец..
Вот и песенке конец! (Скворец и карточка с цифрой 7.)
Потом дети читают текст хором, по груп­пам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте. Дети и воспита­тель повторяют текст перед уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.
Используем один рисунок. Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивания потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждо­му стихотворению есть красочная иллюст­рация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.
Существует и другой вариант этого мето­да. Воспитатель читает стихотворение и показывает большой яркий рисунок.
Я сова -большая голова,
На суку сижу,
Во все Стороны гляжу,
Жуков и мошек - всех вижу.
Затем задает вопросы, чтобы дети мог­ли ответить словами из текста: кто нари­сован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем?
Детям из младших групп воспитатель за­дает эта вопросы несколько раз (ответы мо­гут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: "Послушайте, как я вам про сову расскажу". Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию. Для луч­шего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий - "сова", дети - "насе­комые".
Считаем. Четкий ритм и отсутствие выра­зительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания - в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость. Для малышей можно использовать маленькие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять, я еду искать!» Сначала воспитатель ищет детей, а потом по желанию,- дети. Поиграв так несколько раз, малыши запоминают считалку.
Со старшими дошкольниками считалки разучивают при выборе водящего в подвижных играх, на прогулке.
При заучивании считалок совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.
При заучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздаёт» (в устной форме) каждому по строчке; «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего - и так до конца». «Раздавая строчки необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Прием запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, т.к. дает возможность детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов.
Учить не только игровому, но и целенаправленному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников. Т.к. произвольное запоминание- сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением.


Комментариев нет:

Отправить комментарий